Андрей Иванович Крушанов (1921 - 1991)

Крушанов А.И.
Крушанов А.И.

Имя Андрея Ивановича Крушанова известно многим нашим односельчанам старшего поколения. Кроме того, что Андрей Иванович крупный ученый, он оставил о себе только хорошие впечатления. А в науке, он не только одним из первых поставил перед научной общественностью многие проблемы социально-экономической и политической истории Сибири и Дальнего Востока XVII-XX веков, но и внес большой вклад в их разработку, способствовал глубокому изучению теоретических и конкретно-исторических аспектов развития Дальнего Востока на протяжении трех последних столетий, всестороннему исследованию происходивших в регионе этнографических и культурных процессов, исторического прошлого зарубежных государств Азиатско-Тихоокеанского региона и их отношений с Россией.

 

Чем же отличается деятельность А.И.Крушанова от деятельности других ученых-историков? Точным, глубоким, современным взглядом на историю Дальнего Востока.

 

Андрей Иванович Крушанов родился 1 июня 1921 г. в Красноярском крае в с.Четь Боготольского района в трудовой крестьянской семье. С ранних лет приобщился к тяжелому физическому труду. Отец его накануне и в годы первой мировой войны служил в крепости Владивосток минером в составе Сибирской военной флотилии. С большим увлечением слушал Андрей рассказы отца о живописном крае на берегу Тихого океана. В 1932 году старший Крушанов и его семья переехали на постоянное жительство в Приморье, которое стало для Андрея Ивановича родным краем. Здесь он рос, учился, оформился как гражданин и как ученый.

 

Путь А.И.Крушанова в науку типичен для многих людей того времени. После окончания семилетней школы молодым пареньком работал на рыбокомбинате, а 1 августа 1939 года стал учителем начальной школы в Приморье. Чем же привлекла Андрея Ивановича профессия учителя? Несмотря на действия Наркомпросса, Дальнего Востока по реформации всех типов учебных заведений, служивших для широких слоев трудящихся доступом к знаниям, существовал ряд причин, по которым высшее образование оставалось недоступным для многих слоев населения, особенно для малообеспеченных Необходимо было в то время углубить процесс демократизации школ. Именно эта причина побудила Крушанова заняться образованием школьников. С его помощью была оказана немаловажная поддержка многим учащимся, выражавшаяся в обеспечении детей питанием, одеждой, обувью, учебниками и школьными принадлежностями. Андрей Иванович добивался для своих учеников нормальных условий для учебы, а в то трудное время это было очень важным. Андрей Иванович понимал значение образования и всемерно старался помочь школьникам получить его. В 1940 году Крушанов А.И. экстерном сдал экзамены за полный курс Владивостокского педагогического училища. В октябре этого же года он был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны служил в войсках связи на Дальнем Востоке, а в августе 1945 года участвовал в боевых действиях против японских милитаристов в Маньчжурии в составе 1-го Дальневосточного фронта. После окончания войны Андрей Иванович продолжил работу преподавателя, работая одновременно в Михайловской школе учителем, потом заведующим учебной частью и, наконец, директором.

 

А И.Крушанов, работая в Михайловской средней школе, столкнулся вновь с теми же проблемами, что наблюдались в школьном образовании и до войны. Для осуществления плодотворной работы необходимо было решить ряд проблем: создать стабильный работоспособный профессиональный коллектив, создать в школе материально-техническую базу, обеспечить малоимущих учащихся питанием, одеждой, обувью, учебниками, школьными принадлежностями.

 

Не хватало в Михайловской средней школе мебели, инвентаря, даже мел стал дефицитом. Все эти проблемы легли на плечи молодого директора. Много дней и ночей не спал Андрей Иванович, обеспечивая нормальную работу в Михайловской школе.

 

Наставниками молодого директора были Иван Афанасьевич Скорик - заведующий Михайловским РУНО, участник гражданской войны в Приморье, и Григорий Семенович Куцый - заведующий отделом народного образования Приморского края. Именно они сыграли определяющую роль в формировании А.И. Крушанова как будущего ученого, как специалиста по проблемам гражданской войны на Дальнем Востоке.

 

Но это произошло потом, а пока А.И. Крушанов продолжал работать в Михайловской средней школе. Руководя школой, он одновременно считал своим долгом пропагандировать историю страны среди жителей Михайловского района, вел передачи по местному радио. Эти передачи до сих пор помнят старожилы Михайловки. Активность, эрудиция А.И. Крушанова были замечены районными партийными властями и его избрали членом пленума Михайловского райкома ВКП (б). Андрей Иванович принципиально подходил к вопросам политобразования, увязывал политучебу с практической деятельностью работников, в том числе и в своей школе. Смело критиковал он местных руководителей, подчеркивая, что «...если бы они постепенно держали связь с массами, то дела в решении хозяйственных и политических задач решались гораздо успешнее». Крушанов подвергал критике и членов бюро, и секретаря райкома ВКП (б) Боровика, который в течение пяти лет ни разу не удосужился поинтересоваться работой школы, хотя она находилась в нескольких шагах от здания райкома партии.

 

В мае 1950 года А.И. Крушанов резко критиковал районную организацию Общества по распространению политических и научных знаний: «В течение полугода, прошедших после создания общества, оно бездействует, не видно совершенно никакой работы». Некоторое время спустя Андрей Иванович нелицеприятно высказался о формализме в работе заведующего парткабинетом райкома ВКП (б) Кудряшова. «Критическая настроенность молодого директора школы, его неугомонное стремление вскрывать недостатки, невзирая на лицо, его принципиальность не могли по тем временам оставить равнодушным районное руководство. И оно решило поучить ретивого директора «уму- разуму».

 

30 ноября 1951 года состоялось заседание бюро Михайловского РК ВКП (б) с повесткой «О состоянии учебно-воспитательной работы в Михайловской средней школе». Всего было принято 10 пунктов постановления, и все они обязывали директора «принять решительные меры по устранению замеченных недостатков, повысить уровень преподавания в школе, обеспечить проведение всех внеклассных мероприятий». Под личную ответственность Крушанова потребовали навести порядок в школе.

 

Вот так через партийное давление 30-летнему директору дали понять, что критиковать «верхи» чревато для него неприятными последствиями. Словом, «призвали к порядку». Однако и после этого Андрей Иванович вел себя принципиально и не мирился с недочетами в работе партийных руководителей района. И эта черта была характерна для него в течение всей жизни.

 

Все 10 лет, что он проработал в нашей школе, Андрей Иванович повышал свое образование. В те годы он с отличием заочно закончил Владивостокский государственный учительский институт (исторический факультет) и поступил в заочную аспирантуру при Иркутском государственном университете. Его научным руководителем был известный ученый - сибиревед М.А.Гудошников. В 1954 г. Андрей Иванович защитил кандидатскую диссертацию о партизанском движении в южном Приморье в 1918-1920 гг. После защиты диссертации и присуждении ему ученой степени кандидата исторических наук у А.И.Крушанова начинается качественно новый этап его организационной, научно-преподавательской и общественной деятельности. Андрей Иванович работает проректором по научной работе Уссурийского государственного педагогического института, а с апреля 1955 г. - заведующим Приморским краевым отделом народного образования, читает курс лекций по истории СССР во Владивостокском государственном педагогическом институте.

 

В ноябре 1958 г. А.И.Крушанова избирают на должность заведующего Отделом истории, археологии и этнографии Дальневосточного филиала им. Академика В.Л.Комарова СОАНСССР. В отделе было тогда 15 специалистов разных профилей и школ. За сравнительно короткий срок Андрей Иванович сумел сплотить сотрудников в дружный рабочий коллектив, определить основное направление научного поиска, и очень скоро отдел был признан ведущим и координирующим центром исторических исследований на Дальнем Востоке СССР. В 1964 г. в Ленинградском государственном университете А.И.Крушанов защищает докторскую диссертацию «Борьба за власть Советов на Дальнем Востоке и в Забайкалье (1917-1920 г. г.)» Замечательным для Дальневосточных историков был 1956 год. Во Владивостоке была проведена 1-я выездная сессия Отделения Истории АНСССР, открывшая серию всесоюзных и дальневосточных научных конференций. На сессии академик М.Н.Тихомиров обратил внимание на необходимость глубокого научного исследования истории Дальнего Востока в историческом, археологическом, этнографическом, востоковедческом планах. Под руководством доктора исторических наук, профессора А.И.Крушанова была расширена научная тематика исследований отдела и впервые ученые - дальневосточники приступили к изучению этапов, закономерностей и особенностей развития восточных областей России на рубеже XIX-ХХ вв. Эта проблема нашла детальное освещение в монографиях, статьях и докладах А.И.Крушанова.

 

В 1970 году в связи с формированием Дальневосточного научного центра в регионе идет процесс консолидации общественных наук. На базе Отдела истории, археологии и этнографии 1 июля 1971 г. создается Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, директором которого избирается Андрей Иванович Крушанов. В ноябре 1970 г. он избирается членом корреспондентом Академии наук СССР (академиком).

 

В 70-80 гг. коллектив института под его руководством работает над проблемой «Исследование общих закономерностей, этапов и особенностей возникновения и развития социально-экономических формаций у народов Дальнего Востока СССР». В процессе этой работы А.И. Крушанов объединил силы историков, археологов, этнографов, востоковедов, международников, филологов. Под его руководством было создано крупнейшее фундаментальное исследование - «Истории Дальнего Востока СССР».

 

Активная и плодотворная научная деятельность исследователя Крушанова была тесно связана с большой работой по подготовке кадров высокой квалификации. Под руководством А.И.Крушанова его учениками было подготовлено и защищено восемь докторских и шестьдесят кандидатских диссертаций.

 

Многогранная научная и общественная деятельность академика А.И. Крушанова высоко оценена государством. Он награжден орденом Октябрьской революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами «Знак почета», « Дружба народов», «Отечественной войны 2-ой степени», 13 медалями, медалью 50 лет МНР». Он единственный из дальневосточников был удостоен медали С.И. Вавилова. Трудовой стаж А.И. Крушанова составил 52 года, из них 33 им отдано исторической науке. «Справедливо отметить, что он является создателем исторической школы на востоке страны. Положения и выводы ученого, основанные на солидной исторической базе, вошли в историографию Дальнего Востока»